Наследие Перлза (часть 1)

В противовес психоанализу у Гештальта нет стремления получить статус науки. Он продолжает оставаться искусством и развивается в рамках современных исследований в пределах физики, биологии, философии, которые желают постичь единство материи и энергии тела и духа.

14 марта 1970 года в Чикаго скончался Фриц Перлз – «отец-основатель» гештальт-терапии.

Ориентируясь на современную практику французских гештальт-терапевтов, которые исповедуют разные взгляды, узнается то характерное, что свойственно гештальт-подходу в целом.

Весьма парадоксален тот факт, что во время стремитель¬ного распространения Гештальта по Франции несколько работ Перлза, в том числе опубликованная после его смерти книга «The Gestalt Approach», описывающая весь его опыт, до сих пор не переве¬дены на французский и не стали доступными каждому читателю? Какие основные принципы все еще используются? Какие из них устарели на фоне достижений теоретических и кли-нических исследований: в теории систем, невропатологии, сексологии, более поздних, смежных методов (Школа Пало Альто, НЛП, эриксонианский гипноз). Либо на основе эволюции нравов («сексуальная революция» и контрацептивы, революция 1968 года, но-вейшие средства передачи информации)?

Несколько таких вопросов нужно рассмотреть, созна¬тельно находясь на субъективной точке зрения. Они опираются на то, что являются основами философии Гештальта и глубоко связаны со следующими экзистенциальными ценностями: свободой чело¬века, возникающей из самого факта его существования, свободой про¬явления себя в мире при уважении к внутреннему своеобразию человеческого существа.

Таковы основные понятия Гештальта в произвольном порядке, поскольку между ними есть «круговая связь».

1. Теперь и как (now and how)
2. Процесс
3. Awareness (осознавание)
4. Граница-контакт
5. Поле и система
6. Творческое приспособление
7. Цикл опыта
8. Незакрытый Гештальт
9. Механизмы сопротивления
10. Гомеостаз
11. Способность к ответственности
12. Экспериментирование
13. Право быть непохожим на других; своеобразие каждого человека
14. Отношение «симпатии»
15. Холистический подход к человеку
16. Взаимодополняющие полярности
17. Эмоциональное и телесное участие
18. Агрессивность
19. Креативность и воображение
20. Индивидуум в группе