Технологии гештальт-терапии

Гештальт-терапевт работает в основном с чувствами пациента и телесными выражениями этих чувств. Вообще в гештальте считается, что гораздо больше доверия вызывает язык тела, чем слова, и испытываемые пациентом чувства, а не события, каким-то образом влияющие на настроение. Таким образом, гештальт-терапия – это терапия корректирующая, а не направленная на дальнейшее развитие личности. Как правило, от пациента не требуют логически анализировать свои проблемы, основное требование – прислушиваться к чувствам, осознавать их. Объектом работы являются чувства, испытываемые здесь и сейчас, в настоящем. В гештальте работа с прошлым присутствует в большой степени, все нынешние эмоциональные проблемы являются отражением проигрывание в настоящем прошлых событий. Тем не менее, в отличие от психоанализа, корректировке подлежат чувства, испытываемые в настоящем. Если они вызваны прошлыми событиями – терапевт создает игровую ситуацию, позволяющую эти негативные переживания «отправить» в прошлое, вернуть их объекту, их вызвавшему.

Основная процедура на сеансе гештальт-терапии – игра. Независимо от того, индивидуальный ли это сеанс, или групповой, игра позволяет пациенту примерить на себя множество ролей, основываясь на испытываемых в данный момент чувствах. Это и технология «пустой стул», когда пациент представляет на нем кого-то или что-то, что вызывает у него сильные переживания. И «горячий стул» - когда пациент перемещается с места на место, отождествляя себя с тем или иным действующим лицом в игре. Общей целью игр является осознание и принятие человеком собственных чувств. Так же мощным инструментом терапии являются сны пациента. По ним, как правило, определяются различные неявные, скрытые или блокируемые стороны личности, интерпретации сны не подвергаются, но переживания и проигрывания используются часто. Например, если человеку с лишним весом часто снится, что он строен и красив, ему предлагается рассказать «сон наоборот». Одной из форм игровой терапии является работа в полярностями. Человек как будто «раздваивается», разделяется на две противоположные личности, между которыми устраиваются «очные ставки» и просто беседы (вспомним знаменитых Горлума и Смеагорла во «Властелине колец»). Это позволяет человеку не давить в себе кажущуюся неприятной ему самому сторону личности, а найти между ними компромисс.