Школа гештальтпсихологии

Одним из краеугольных "камней фундамента" школы гештальтпсихологии можно считать немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Именно он основал учение о предметности сознания - родовом признаке психических феноменов, а позже стал основателем целой группы основоположников гештальта. Так, его ученик К. Штумпф был поклонником феноменологии и в своем роде "предсказателем" основных идей гештальтпсихологии. Аналогично и его последователь Г. Мюллер, занимавшийся экспериментальной психологией, памятью и психофизикой. У них был ученик Э. Гуссерля, специалист Геттингенского университета, который стал автором идеи, по которой логика является феноменологией, ставящей перед собой цель раскрыть идеальные законы познания и фундаментальные феномены. Кроме того, феноменология абстрагируется от знаний, связанных с существованием человека, изучая так называемые "чистые" сущности. Но в этом случае интроспективный (лат. "introspecto" — самонаблюдение) метод не действовал, поэтому понадобилось его преобразовать в феноменологический. Так и возникла школа гештальтпсихологии, к лучшим последователям которой относят М. Вертхеймера, В. Келлера и К. Коффку, Д. Катца и Е. Рубина и многих других ученых. При этом Келлер, Вертхеймер и Коффка основали в 1921 г. журнал "Психологические исследования".

Гештальтпсихологи подарили миру множество исследований и работ в сфере восприятия и памяти. Г. фон Ресторф, будучи ученицей В. Келлера, провела ряд опытов, в результате которых была выведена зависимость успешности запоминания от содержания материала.

Незадолго до войны теория гештальтпсихологии перестала существовать из-за неспособности выработать общую схему анализа психической реальности. Однако, головные идеи теории гештальтпсихологов не канули в небытие и до сих пор имеют влияние, пусть они и не настолько популярны в современном мире.

Термин «гештальт» можно объяснить, как "форма", "целостная конфигурация", "структура", т.е. теория гештальтпсихологии занимается изучением организованного целого, свойства которого невозможно изучить по свойствам его частей. Раньше особое внимание отводилось проблеме целого и части. Мнение многих ученых сходилось в том, что качество целостного образования не является суммой качеств отдельных элементов, составляющих целое, зато именно целое определяет качественные подробности элементов.