Психология дорожного движения: человек в искусственной среде

Татьяна Викторовна Кочетова - руководитель недавно открывшейся магистерской программы «Психология дорожного движения» одновременно является и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии управления МГППУ. Она рассказывает о том, как обеспечивается безопасность на дорогах в разных странах, в чем суть предмета «Психология дорожного движения» и где сможет реализоваться психолог, освоивший это направление.

Что изучает психология дорожного движения

В отечественной психологической истории имеется представление об автотранспортной психологии, изучающей аспекты системы «человек - среда автомобиля». Конечно, и психология дорожного движения включает в себя связанные с управлением автомобилем и процессом вождения вопросы. Однако, в этом предмете человек не просто оператор, который управляет транспортным средством, он также и участник более широкой системы – дорожно-транспортной среды. В нее включают автомобиль и других участников движения (пешеходов, велосипедистов, людей с ограниченными возможностями, перемещающихся в колясках, сотрудников различных дорожных служб). Еще одна важная «составляющая» психологии дорожного движения – поведение человека в искусственно созданной среде, которой является дорожно-транспортная среда - ее нет в природе, она построена человеком и управляется по определенным правилам движения. При этом, на поведение участвующих в движении влияют установленные правила и инженерные решения: нанесение дорожной разметки, организация развязки, влияние элементов дизайна дороги на восприятие и внимание водителя. Вот почему одним из направлений психологии дорожного движения являются «психологические решения» с целью проектирования оптимальной дорожной среды.

Время появления психологии дорожного движения

Если верить ранним источникам, психология дорожного движения появилась в самом начале прошлого века. Так, случались происшествия, которые затрагивали интересы двух сторон: столкновения автомобилей при попытке обгона или столкновение между авто и поездом на переезде. Когда такие случаи перестали быть единичными, их причины стали анализировать. Затем стали писать статьи в отдельной области, которую можно назвать «Transport and Environment» (Транспорт и среда.). После чего уже заговорили о дорожно-транспортной среде, о людском факторе и о правилах перемещения в пространстве с помощью автоматизированных транспортных средств.

Самостоятельное направление

Интерес к данной проблематике за последние десятилетия сильно вырос, став весьма устойчивым. А в ряде европейских стран в семидесятые годы стали употребляться понятия «дорожная психология» и «психология дорожного движения».